22.03.2007
Физика, финансы и философия
В 1972 известный финансовый спекулянт, инвестор и филантроп Джон Темплтон учредил
премию "За прогресс в области религии". (В 2001 название сменили на более туманное
и многозначительное: "За прогресс в исследованиях и открытия в области духовной
реальности".) Главная её особенность, зафиксированная в правилах присуждения,
- премия должна быть обязательно больше нобелевской (в 2007 она составит 1,5 млн.долл.).
Процедура присуждения скопирована с нобелевских стандартов: лауреаты объявляются
в США в марте; вручается герцогом Эдинбургским в Лондоне, в Букингемском дворце;
позднее лауреат выступает с лекцией в лондонском Гилдхолле.
Приведём неполный список лауреатов (плюсиком показаны те, кто получил ещё и нобелевскую
премию):
1973 - мать Тереза (+);
1975 - С. Радхакришнан, президент Индии в 1962-67;
1980 - Р. Бурхо, в 1966 основал журнал "Цыгон: журнал религии и науки" ("Zygon: journal of religion
and science");
1982 - пастор Билли Грэм;
1983 - А.И. Солженицын (+);
1984 - М.Бурдо, основатель Центра исследований религии и коммунизма (ныне Кестонский институт
исследований). Кестонский ин-т до перестройки пользовался огромным авторитетом
у советских диссидентов; ныне осуществляет мониторинг религиозной ситуации в Вост.
Европе и на постсоветском пространстве, обучает студентов из Вост. Европы, издаёт
энциклопедии и т.п.
1989 - К. фон Вайцзеккер, немецкий физик, специалист в области ядерной физики и физики элементарных частиц;
работы по ядерной астрофизике привели его к теме "наука и религия", Вайцзеккер
также автор теологических размышлений о долге христианства перед НТП. До 1993
считалось, что в годы войны Вайцзеккер побуждал коллег саботировать работы по
созданию германского атомного оружия
1991 - лорд И. Якобовиц, бывший главный раввин Великобритании и Содружества, автор книги "Еврейская
медицинская этика";
1994 - М. Новак, американский дипломат и философ, католический теолог, автор книги "Дух демократического
капитализма" о построении социально справедливого общества.
1995 - П. Дэвис, известный специалист по квантовой теории поля, космологии и гравитации; автор
книг "Мышление Бога", "Бог и новая физика" и др.
2000 - Ф. Дайсон, автор ряда признанных работ по основам квантовой теории поля (наметил процедуру
устранения бесконечностей из матрицы рассеяния и предложил одновременно со Швингером
уравнение для функций Грина), лауреат медали Лоренца (1966) и М.Планка (1969);
в 1957 натурализовался в США; автор многочисленных работ по астроботанике и освоению
космоса, энергетике будущего, космических ядерных двигателях, философии.
С 1953 - профессор физики (с 1994 - почётный профессор) в Институте Высших Исследований
(Принстон); В 1977 руководил дипломной работой, в которой технология пр-ва атомной
бомбы была полностью воссоздана из открытых источников (диплом был конфискован
ФБР); член группы JASON советников правительства США по вопросам науки и техники,
с 2003 руководит Институтом Космических Иследований. Наиболее популярная книга
- "Солнце, геном и интернет" (1999).
2001 - А. Пикок, английский биохимик и англиканский священник.
2002 - Дж. Полкингхорн, специалист по физике элементарных частиц, был аспирантом Дирака, после 25 лет
работы в физике (1957-82) стал англиканским священником.
Автор книг "Аналитическая S-матрица" (совместно с Иденом, Ландсхофом и Оливе,
1966), "Вера глазами физика" (1972), "Кварки, хаос и христианство" (1994) и др.;
профессор матфизики в Кембридже (1968-82), член Комиссии по биоэтике, член Синода
Церкви Англии и ряда подобных организаций; член Королевского общества (1974),
Командор Ордена Британской империи (1997)
2003 - Х. Ролстон, "отец экологической этики"
2004 - Дж. Эллис, профессор прикладной математики в Кейптаунском ун-те, занимался космологией
в рамках ОТО (с Мак-Каллумом и Хоукингом), автор книг по физике: "Крупномасштабная
структура пространства-времени" (в соавторстве с Хоукингом) и по философии: "О
моральной природе Вселенной" и др.; квакерский активист, пацифист и противник
апартеида
2005 - Ч. Таунс (+), изобретатель лазера, в 1964 разделил нобелевскую премию с Прохоровым и Басовым.
2006 - Дж. Барроу, специалист по гравитации и космологии, проф. математики Кембриджского ун-та,
энтузиаст "антропного принципа"
2007 - Ч.Тейлор, канадский философ, обличитель "слепоты философов, историков и социологов к
духовному"
Список неполный, но весьма внушительный. Похоже, видный специалист по финансовым
инструментам объявил конкурс на лучшее высказывание о религии среди нобелевских
лауреатов и подобных им лиц. Только зачем ему понадобилась эта игра?
Присмотримся к биографии этого человека.
Темплтон родился в 1912 в г. Винчестер (штат Теннеси), учился Йельском ун-те
(в Новой Англии), где принял обеты братства Zet-Psi и был избран в закрытое общество
Elihu, где в своё время состояли сенатор Дж.Либерман, директор-координатор Национальной
разведки США Дж.Негропонте, ген.директор "Проктер энд Гэмбл" Дж.Пеппер и т.д.
Получив в Йеле степень мастера экономики, он выиграл стипендию Роде для обучения
в Оксфордском университете, по окончании которого получил ещё и специальность
юриста, а также сертификат финансового аналитика высшей категории.
Свой путь к вершинам богатства Темплтон начал в 1939 со скупки акций компаний,
на тот момент близких к банкротству, но имевших хорошие перспективы в случае переориентации
экономики на военный лад. Такие надежды оправдались, и военные действия в Европе
привели в конечном итоге к умножению его капиталов. В 1968 он отказался от гражданства
США и принял британское и багамское гражданство (багамские граждане могут не платить
налогов на законных основаниях).
Зачем Темплтон побуждает видных учёных и интеллектуалов к разговорам о духовности
и тратит на это крупные суммы?
Вознамерившись играть на религиозном поле, правящий класс Британии озаботился
привлечением на свою сторону лучших интеллектуальных ресурсов империи, да и всего
и мира.
В 1987 Елизавета II присвоила Темплтону звание рыцаря-бакалавра, дающее право
на приставку "сэр" к имени. (Knight Bachelor - одинокий рыцарь, не состоящий в
каком-либо ордене (от лат. baccalarius — подвассал).) В том же году был основан
Фонд Темплтона - для лучшего финансирования многогранных трудов на ниве духовности.
Любопытно отметить, что с этого момента награды стали выдаваться людям более
серьёзным, индийских подвижников и колониальных писателей постепенно сменили известные
учёные и политики из англо-саксов и т.п..
Видимо, обкатав эту премию за 15 лет на разных народах, британцы решили превратить
её в один из инструментов для выработки новой идеологии, подходящей для эпохи
глобализации и массового появления роботов: "экологическое мышление" и "возврат
к духовным ценностям" являются важными ингредиентами новой парадигмы, приходящей
на смену идее построения бесклассового общества за пределами Великобритании.
Если забота об экологии может служить предлогом для закрытия любых производств,
то разговоры о духовности могут использоваться в качестве основы для насаждения
околошарлатанских "наук" и самых отсталых форм культурной жизни.
Конечно, на грани физики и философии существует много нерешённых проблем метафизического
и онтологического характера (взять хотя бы процесс измерения в квантовой механике).
И у некоторых лауреатов Темплтоновской премии есть что сказать на эту тему. Однако,
пока что пропаганда достижений темплтоновских лауреатов в отечественных СМИ практически
сводится к поощрению ненаучных методов исследования научных проблем, т.е. шарлатанства.
Типична статья лондонского корреспондента "Литературной газеты" Равиля Бухарева
(№27 за 2006 год), который, ссылаясь на Дж.Барроу, рекламирует мистические озарения
астронома Н.Козырева, отвергавшего без рациональных оснований общепринятую теорию
горения звёзд, "опровержение" квантовой механики М.Грызиньским и т.д. и т.п..
Поэтому распутывать клубки противоречий на стыке физики и философии следует основательно
проветрив помещение от тумана, напускаемого с Альбиона. В частности, читая религиозно-философские
труды современных учёных, следует помнить, что многие из них были написаны в условиях
очень хорошо оплачиваемого социального заказа.
Да и понятие "духовная реальность" слишком уж расплывчато. Для одних это неприятие
профанации где бы то ни было, для других - раскаяние и самостеснение, для третьих
- наукообразное словоблудие с использованием словечек типа "синергетика".
Очень по-разному понимают это слово разные люди, настолько по-разному, что взаимопонимание
между ними затруднено.
Ну, в самом деле, представим себе темплтоновского лауреата А.И.Солженицына, на
полном серьёзе выступающего перед британскими лордами:
"Вновь открывать святыни и ценности культуры придётся не эрудицией, не научным
профилем, а образом душевного поведения, кладя своё благополучие, а в худых оборотах
- и жизнь."
«Класть жизни» британские рыцари давно уже научились. Чужие. И даже платят деньги
честным идеалистам, типа Солженицына, чтобы те призывали своих сограждан не жалеть
своих жизней, если что.
Вот и получается, что "духовная реальность" для некоторых - это ещё один финансовый
инструмент...
Поэтому следует задуматься, откуда поступают деньги в Фонд Темплтона. Ведь глядя
в небо, люди часто упускают из виду, откуда и куда текут финансовые реки по земле.
При этом всегда находятся такие, кто пользуется этой человеческой слабостью -
история России конца 20 столетия показывает это со всей наглядностью.
Как правило, англичане ведут себя свободно и непринуждённо, с чувством собственного
достоинства. В ресторане на каком-нибудь Кипре или в Сардинии англичанин, если
ему не понравилось блюдо, спокойно отставляет его в сторону и требует принести
другое. Советские люди совсем другие: в самоограничении и осознании собственного
недостоинства достигли таких вершин, что зачастую воспринимают обслуживающий персонал
(например, официантов в ресторане) как представителей власти.
Перечитывая статьи Солженицына "Раскаяние и самоограничение как категории национальной
жизни, "Образованщина" и т.п., невольно задаёшься вопросом: как же так получается,
что забитые и «самоограниченные» советские граждане показывают себя перед другими
народами этакими всемирными громилами, изготовившимися мыть свои сапоги в Индийском
океане? А надменные англичане, чувствующие себя как хозяева от Фолкленд до Кипра
и от Австралии до Швеции, изображают из себя милые остатки великой нации, утратившей
влияние в этом мире и ни на что уже не посягающей?
(Pelikan)