«Утиная ПРАВДА»
09.02.2008   l   14:08
22.03.2007
Физика, финансы и философия

В 1972 известный финансовый спекулянт, инвестор и филантроп Джон Темплтон учредил премию "За прогресс в области религии". (В 2001 название сменили на более туманное и многозначительное: "За прогресс в исследованиях и открытия в области духовной реальности".) Главная её особенность, зафиксированная в правилах присуждения, - премия должна быть обязательно больше нобелевской (в 2007 она составит 1,5 млн.долл.). Процедура присуждения скопирована с нобелевских стандартов: лауреаты объявляются в США в марте; вручается герцогом Эдинбургским в Лондоне, в Букингемском дворце; позднее лауреат выступает с лекцией в лондонском Гилдхолле.

Приведём неполный список лауреатов (плюсиком показаны те, кто получил ещё и нобелевскую премию):

1973 - мать Тереза (+);

1975 - С. Радхакришнан, президент Индии в 1962-67;

1980 - Р. Бурхо, в 1966 основал журнал "Цыгон: журнал религии и науки" ("Zygon: journal of religion and science");

1982 - пастор Билли Грэм;

1983 - А.И. Солженицын (+);

1984 - М.Бурдо, основатель Центра исследований религии и коммунизма (ныне Кестонский институт исследований). Кестонский ин-т до перестройки пользовался огромным авторитетом у советских диссидентов; ныне осуществляет мониторинг религиозной ситуации в Вост. Европе и на постсоветском пространстве, обучает студентов из Вост. Европы, издаёт энциклопедии и т.п.

1989 - К. фон Вайцзеккер, немецкий физик, специалист в области ядерной физики и физики элементарных частиц; работы по ядерной астрофизике привели его к теме "наука и религия", Вайцзеккер также автор теологических размышлений о долге христианства перед НТП. До 1993 считалось, что в годы войны Вайцзеккер побуждал коллег саботировать работы по созданию германского атомного оружия

1991 - лорд И. Якобовиц, бывший главный раввин Великобритании и Содружества, автор книги "Еврейская медицинская этика";

1994 - М. Новак, американский дипломат и философ, католический теолог, автор книги "Дух демократического капитализма" о построении социально справедливого общества.

1995 - П. Дэвис, известный специалист по квантовой теории поля, космологии и гравитации; автор книг "Мышление Бога", "Бог и новая физика" и др.

2000 - Ф. Дайсон, автор ряда признанных работ по основам квантовой теории поля (наметил процедуру устранения бесконечностей из матрицы рассеяния и предложил одновременно со Швингером уравнение для функций Грина), лауреат медали Лоренца (1966) и М.Планка (1969); в 1957 натурализовался в США; автор многочисленных работ по астроботанике и освоению космоса, энергетике будущего, космических ядерных двигателях, философии.

С 1953 - профессор физики (с 1994 - почётный профессор) в Институте Высших Исследований (Принстон); В 1977 руководил дипломной работой, в которой технология пр-ва атомной бомбы была полностью воссоздана из открытых источников (диплом был конфискован ФБР); член группы JASON советников правительства США по вопросам науки и техники, с 2003 руководит Институтом Космических Иследований. Наиболее популярная книга - "Солнце, геном и интернет" (1999).

2001 - А. Пикок, английский биохимик и англиканский священник.

2002 - Дж. Полкингхорн, специалист по физике элементарных частиц, был аспирантом Дирака, после 25 лет работы в физике (1957-82) стал англиканским священником.

Автор книг "Аналитическая S-матрица" (совместно с Иденом, Ландсхофом и Оливе, 1966), "Вера глазами физика" (1972), "Кварки, хаос и христианство" (1994) и др.; профессор матфизики в Кембридже (1968-82), член Комиссии по биоэтике, член Синода Церкви Англии и ряда подобных организаций; член Королевского общества (1974), Командор Ордена Британской империи (1997)

2003 - Х. Ролстон, "отец экологической этики"

2004 - Дж. Эллис, профессор прикладной математики в Кейптаунском ун-те, занимался космологией в рамках ОТО (с Мак-Каллумом и Хоукингом), автор книг по физике: "Крупномасштабная структура пространства-времени" (в соавторстве с Хоукингом) и по философии: "О моральной природе Вселенной" и др.; квакерский активист, пацифист и противник апартеида

2005 - Ч. Таунс (+), изобретатель лазера, в 1964 разделил нобелевскую премию с Прохоровым и Басовым.

2006 - Дж. Барроу, специалист по гравитации и космологии, проф. математики Кембриджского ун-та, энтузиаст "антропного принципа"

2007 - Ч.Тейлор, канадский философ, обличитель "слепоты философов, историков и социологов к духовному"

Список неполный, но весьма внушительный. Похоже, видный специалист по финансовым инструментам объявил конкурс на лучшее высказывание о религии среди нобелевских лауреатов и подобных им лиц. Только зачем ему понадобилась эта игра?

Присмотримся к биографии этого человека.

Темплтон родился в 1912 в г. Винчестер (штат Теннеси), учился Йельском ун-те (в Новой Англии), где принял обеты братства Zet-Psi и был избран в закрытое общество Elihu, где в своё время состояли сенатор Дж.Либерман, директор-координатор Национальной разведки США Дж.Негропонте, ген.директор "Проктер энд Гэмбл" Дж.Пеппер и т.д. Получив в Йеле степень мастера экономики, он выиграл стипендию Роде для обучения в Оксфордском университете, по окончании которого получил ещё и специальность юриста, а также сертификат финансового аналитика высшей категории.

Свой путь к вершинам богатства Темплтон начал в 1939 со скупки акций компаний, на тот момент близких к банкротству, но имевших хорошие перспективы в случае переориентации экономики на военный лад. Такие надежды оправдались, и военные действия в Европе привели в конечном итоге к умножению его капиталов. В 1968 он отказался от гражданства США и принял британское и багамское гражданство (багамские граждане могут не платить налогов на законных основаниях).

Зачем Темплтон побуждает видных учёных и интеллектуалов к разговорам о духовности и тратит на это крупные суммы?

Вознамерившись играть на религиозном поле, правящий класс Британии озаботился привлечением на свою сторону лучших интеллектуальных ресурсов империи, да и всего и мира.

В 1987  Елизавета II присвоила Темплтону звание рыцаря-бакалавра, дающее право на приставку "сэр" к имени. (Knight Bachelor - одинокий рыцарь, не состоящий в каком-либо ордене (от лат. baccalarius — подвассал).) В том же году был основан Фонд Темплтона - для лучшего финансирования многогранных трудов на ниве духовности.

Любопытно отметить, что с этого момента награды стали выдаваться людям более серьёзным, индийских подвижников и колониальных писателей постепенно сменили известные учёные и политики из англо-саксов и т.п..

Видимо, обкатав эту премию за 15 лет на разных народах, британцы решили превратить её в один из инструментов для выработки новой идеологии, подходящей для эпохи глобализации и массового появления роботов: "экологическое мышление" и "возврат к духовным ценностям" являются важными ингредиентами новой парадигмы, приходящей на смену идее построения бесклассового общества за пределами Великобритании.

Если забота об экологии может служить предлогом для закрытия любых производств, то разговоры о духовности могут использоваться в качестве основы для насаждения околошарлатанских "наук" и самых отсталых форм культурной жизни.

Конечно, на грани физики и философии существует много нерешённых проблем метафизического и онтологического характера (взять хотя бы процесс измерения  в квантовой механике). И у некоторых лауреатов Темплтоновской премии есть что сказать на эту тему. Однако, пока что пропаганда достижений темплтоновских лауреатов в отечественных СМИ практически сводится к поощрению ненаучных методов исследования научных проблем, т.е. шарлатанства.

Типична статья лондонского корреспондента "Литературной газеты" Равиля Бухарева (№27 за 2006 год), который, ссылаясь на Дж.Барроу, рекламирует мистические озарения астронома Н.Козырева, отвергавшего без рациональных оснований общепринятую теорию горения звёзд, "опровержение" квантовой механики М.Грызиньским и т.д. и т.п..

Поэтому распутывать клубки противоречий на стыке физики и философии следует основательно проветрив помещение от тумана, напускаемого с Альбиона. В частности, читая религиозно-философские труды современных учёных, следует помнить, что многие из них были написаны в условиях очень хорошо оплачиваемого социального заказа.

Да и понятие "духовная реальность" слишком уж расплывчато. Для одних это неприятие профанации где бы то ни было, для других - раскаяние и самостеснение, для третьих - наукообразное словоблудие с использованием словечек типа "синергетика".

Очень по-разному понимают это слово разные люди, настолько по-разному, что взаимопонимание между ними затруднено.

Ну, в самом деле, представим себе темплтоновского лауреата А.И.Солженицына, на полном серьёзе выступающего перед британскими лордами:

"Вновь открывать святыни и ценности культуры придётся не эрудицией, не научным профилем, а образом душевного поведения, кладя своё благополучие, а в худых оборотах - и жизнь."

«Класть жизни» британские рыцари давно уже научились. Чужие. И даже платят деньги честным идеалистам, типа Солженицына, чтобы те призывали своих сограждан не жалеть своих жизней, если что.

Вот и получается, что "духовная реальность" для некоторых - это ещё один финансовый инструмент...

Поэтому следует задуматься, откуда поступают деньги в Фонд Темплтона. Ведь глядя в небо, люди часто упускают из виду, откуда и куда текут финансовые реки по земле. При этом всегда находятся такие, кто пользуется этой человеческой слабостью - история России конца 20 столетия показывает это со всей наглядностью.

Как правило, англичане ведут себя свободно и непринуждённо, с чувством собственного достоинства. В ресторане на каком-нибудь Кипре или в Сардинии англичанин, если ему не понравилось блюдо, спокойно отставляет его в сторону и требует принести другое. Советские люди совсем другие: в самоограничении и осознании собственного недостоинства достигли таких вершин, что зачастую воспринимают обслуживающий персонал (например, официантов в ресторане) как представителей власти.

Перечитывая статьи Солженицына "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни, "Образованщина" и т.п., невольно задаёшься вопросом: как же так получается, что забитые и «самоограниченные» советские граждане показывают себя перед другими народами этакими всемирными громилами, изготовившимися мыть свои сапоги в Индийском океане? А надменные англичане, чувствующие себя как хозяева от Фолкленд до Кипра и от Австралии до Швеции, изображают из себя милые остатки великой нации, утратившей влияние в этом мире и ни на что уже не посягающей?
 
(Pelikan)